С 1 сентября 2024 года в России вводится экспортная пошлина на рапс в размере 30%, но не менее 165 евро за тонну. Данная мера будет действовать до 31 августа 2026 года и заменяет временный запрет на вывоз рапса, введённый ещё в 2022 году. Прежний запрет на экспорт позволял поставки только через один пропускной пункт в Забайкальском крае и распространялся на рапс, выращенный в этом регионе и Иркутской области. Такая ситуация создавала лазейки для вывоза рапса из других регионов, что приводило к увеличению экспорта и снижению объемов его переработки внутри страны. Новая пошлина, вводимая взамен запрета, направлена на устранение этих проблем, а также на стимулирование переработки рапса на территории России.
Стратегия замещения запрета пошлиной
Дополнительно к рапсу, на аналогичный период продлены пошлины на экспорт других ключевых масличных культур. Так, вывозная таможенная пошлина на подсолнечник установлена на уровне 50%, но не менее 32 тыс. руб. за тонну, а на соевые бобы — 20%, но не менее $100 за тонну. Планируется продление и так называемых «плавающих» пошлин на экспорт подсолнечного масла и подсолнечного шрота. Эти меры вводились с 1 сентября 2021 года и с 1 июля 2022 года начали рассчитываться в рублях, что позволило лучше учитывать колебания валютных курсов и обеспечивать стабильность внутреннего рынка. Для подсолнечного масла пошлина составляет 70% от разницы между базовой ценой в 82,5 тыс. руб. за тонну и индикативной ценой, которая определяется как среднее арифметическое рыночных цен за месяц. Экспортная пошлина на подсолнечный шрот рассчитывается по формуле, где разница между индикативной ценой и базовой ценой (15 875 руб. за тонну) умножается на корректирующий коэффициент 0,7.
Введение новых пошлин и продление уже существующих мер было согласовано с представителями бизнеса и направлено на обеспечение сбалансированности внутреннего рынка, а также на сдерживание роста потребительских цен. В условиях, когда внутренний спрос на масличные культуры постоянно растёт, а перерабатывающие мощности увеличиваются, введение таких защитных мер способствует поддержке отечественных переработчиков и снижению зависимости от импорта продукции.
Региональные аспекты и возможные последствия
Особое внимание стоит обратить на региональные аспекты введения пошлины на экспорт рапса. В первую очередь, это касается Сибири — региона, где исторически выращивается значительная доля российского рапса, но перерабатывающие мощности развиты недостаточно. В 2024 году в Сибири ожидается рекордный урожай рапса, что в сочетании с новыми пошлинами может существенно изменить баланс сил на рынке. Если до 31 августа 2024 года рапс можно было экспортировать только в страны ЕАЭС и через пропускной пункт в Забайкальске с пошлиной в 6,5%, то теперь ситуация изменится кардинально. Увеличение пошлины до 30% делает экспорт рапса через этот канал менее выгодным, что, по мнению экспертов, может привести к снижению объемов экспорта.
В сезоне 2023 года через Забайкальск было экспортировано порядка 350-400 тыс. тонн рапса. Однако с учетом ожидаемого увеличения урожая и дефицита перерабатывающих мощностей в Сибири, аграрии будут вынуждены искать новые пути для сбыта своей продукции. Это может привести к необходимости транспортировать рапс в другие регионы России, где перерабатывающие мощности более развиты, что, в свою очередь, увеличит издержки производителей. Для отечественных переработчиков это, безусловно, положительный сценарий, поскольку позволит обеспечить их сырьём на длительный срок. Однако для сельхозпроизводителей такие изменения могут оказаться не столь благоприятными.
Стоит также отметить, что новая пошлина, по сути, является запретительной для экспорта рапса в страны за пределами ЕАЭС. Это создает дополнительные сложности для производителей, особенно в условиях, когда основными покупателями российского рапса выступают Китай и Беларусь. В 2024 году экспорт маслосемян рапса составил 394 тыс. тонн, что на 32% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Почти весь объём экспорта был направлен в Беларусь (261 тыс. тонн) и Китай (127 тыс. тонн). Введение новой пошлины может привести к дальнейшему снижению объёмов экспорта и увеличению внутреннего предложения рапса, что окажет давление на внутренние цены.
Перспективы и вызовы для сельхозпроизводителей
Для сельхозпроизводителей новая пошлина может стать серьёзным вызовом. В условиях, когда цены на рапс на мировом рынке остаются достаточно высокими, введение 30%-ной пошлины существенно ограничивает возможности получения прибыли от экспорта. В то же время внутри страны конкуренция между переработчиками рапса будет ограничена, что может привести к снижению закупочных цен на сырьё и, как следствие, к уменьшению доходов производителей. Особенно остро эта проблема встанет перед аграриями в Сибири, которые могут столкнуться с повышенными издержками на транспортировку рапса в другие регионы.
Несмотря на это, потенциал для развития внутренней переработки масличных культур в России остаётся высоким. В 2024 году площадь сева рапса увеличилась на 29,3%, с 2,1 млн до 2,73 млн гектаров, что создаёт условия для рекордного валового сбора, который может составить до 5 млн тонн. Это даёт основания полагать, что в ближайшие годы мощности по переработке рапса в России будут существенно увеличены. Уже сейчас отрасль активно инвестирует в развитие перерабатывающих мощностей, и ожидается, что в ближайшие годы их суммарная производительность вырастет на несколько миллионов тонн. Это позволит частично компенсировать негативные эффекты от введения экспортных пошлин, а также укрепить позиции российских переработчиков на внутреннем и внешнем рынках.
Одним из ключевых вопросов остаётся будущее экспортных поставок рапса. В 2023 году Китай являлся основным покупателем российского рапса и его производных, приобретая более 85% всего объёма рапсового масла, экспортируемого из России. Однако, с учётом введения новой пошлины, поставки в Китай могут существенно сократиться, что потребует от производителей и экспортеров поиска новых рынков сбыта или переориентации на внутренний рынок. Это ставит перед аграриями задачу адаптации производственных процессов к изменившимся условиям и поиск новых подходов к реализации продукции.
Дополнительно стоит отметить, что пошлины на экспорт подсолнечного масла и шрота, действующие по «плавающей» схеме, также сохраняются. Эти пошлины позволяют гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка и защищать внутренний рынок от резких колебаний цен. В условиях, когда внутренняя переработка наращивает свои мощности, сохранение таких механизмов регулирования будет играть важную роль в поддержке отрасли.
С точки зрения государственной политики, введение пошлины на экспорт рапса и продление других экспортных ограничений демонстрирует стремление к созданию более сбалансированного и устойчивого агропромышленного комплекса. Поддержка отечественных переработчиков, развитие внутренней переработки и создание условий для стабильного обеспечения внутреннего рынка — все эти задачи приобретают особую значимость в современных экономических условиях.
Источник: «АПК Эксперт»